Нормативные документы

 

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ.

https://docs.google.com/presentation/d/1_UYmLtVGs6Oo0tG25NZtwmX1yKJvJd12/edit?usp=sharing&ouid=116024977860684817266&rtpof=true&sd=true

На основании изучения законов, подзаконных актов различных министерств и ведомств Республики Беларусь по вопросам дошкольного образования нормативные правовые документы условно классифицируются на следующие четыре группы в соответствии с их содержанием:

законодательные,

предписывающие,

программные,

инструктивные.

Законодательные документы определяют стратегические направления деятельности руководителей физического воспитания и ценностные ориентиры педагогического процесса в целом, отраженные в актах законодательной власти.

Кодекс Республики Беларусь об образовании от 14.01.2022 № 254-3 состоит из Общей и Особенной частей. В первой части рассмотрены все существующие уровни образования (дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное и др.), во второй – каждый уровень в отдельности.

Кодекс объединил большинство нормативных правовых документов в сфере образования, ликвидировал некоторые законодательные пробелы.

Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 года № 125-З «О физической культуре и спорте» включает 10 глав и 76 статей, содержащих правовые и организационные основы деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Он направлен на создание условий для развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также регулирует проведение спортивных мероприятий.

Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка» в редакции Закона Республики Беларусь от 25.10.2000 № 440-З объединяет 6 глав и 40 статей.

Закон устанавливает правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта, его права на охрану и укрепление здоровья, на неприкосновенность личности и др.; обязанности физических и юридических лиц по защите детства. От деятельности руководителя физического воспитания зависит создание необходимых условий для реализации прав ребенка на охрану и укрепление здоровья в учреждении дошкольного образования.

Предписывающие документы охватывают группу нормативных правовых актов, устанавливающих права и обязанности руководителей физического воспитания, условия и результаты их профессиональной деятельности.

«Положение об учреждении дошкольного образования» (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 04.08.2022 № 230) определяет задачи и функции; права и обязанности; структуру; особенности организации образовательного процесса.

Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования» (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525 «Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования» направлены на обеспечение безопасных условий для здоровья воспитанников учреждений дошкольного образования. Непосредственно к деятельности руководителя физического воспитания относятся общие положения данного документа, гигиенические требования к территории, к зданию, к естественному и искусственному освещению, к санитарно-гигиеническому обустройству и оборудованию помещений, к распорядку дня учреждения дошкольного образования.

Специалистам следует уметь поддерживать соответствующие эколого-гигиенические условия в физкультурном зале (оптимальный температурный режим, режим проветривания, уровень освещенности и др.); использовать только исправное физкультурное оборудование и инвентарь; осуществлять физическое воспитание в разных формах физкультурно-оздоровительной работы с учетом состояния здоровья детей; соблюдать установленную продолжительность организованных занятий с детьми разных возрастных групп.

«Образовательный стандарт. Дошкольное образование» (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 04.08.2022 № 228) зафиксированы требования к содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, срокам получения образования, организации образовательного процесса, уровню подготовки воспитанников.

 Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь «Об утверждении правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом» от 31.08.2018 года № 60, устанавливает требования к мерам безопасности при проведении занятий физической культурой, к порядку эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений, предусматривает создание условий по охране здоровья и предупреждению травматизма воспитанников.

При организации физкультурно-оздоровительных мероприятий руководителям физического воспитания необходимо:

– грамотно планировать физкультурные занятия на воздухе и в помещении;

– осуществлять систематический инструктаж воспитанников о правильной технике и мерах безопасности при выполнении физических упражнений; 

– обеспечивать личную и взаимную страховку, учить детей приемам самостраховки;

– проводить осмотр и проверять качество спортивного инвентаря и оборудования, используемого на занятиях, добиваться от администрации учреждения устранения выявленных неисправностей, которые могут повлечь получение травм или повреждений;

– определять объем физической нагрузки, интенсивность занятий и характер физических упражнений в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей, состоянием их здоровья.

 Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарём и оборудованием, необходимыми для организации физического воспитания обучающихся учреждении образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых  мероприятий» от 14.07.2014 № 105, включает три приложения.

Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.10.2013 № 106)

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «О внесении изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 г.№ 53» от 03.10.2017 года № 50 устанавливает должностные обязанности руководителя физического воспитания, объем его профессиональных знаний и квалификационные требования к образованию и стажу работы специалиста.

«Типовые штаты и нормативы численности работников учреждений дошкольного образования, специальных детских садов» (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.08.20022 № 248).

Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке организации и кадровом обеспечении физического воспитания обучающихся» от 14.06.2018 № 55 определяет порядок организации и кадрового обеспечения физического воспитания обучающихся при получении ими дошкольного образования.

Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников и признании утратившими силу отдельных постановлений Министерства образования Республики Беларусь» от 05.09.2011 № 255 содержит перечень отдельных категорий педагогических работников, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени (воспитатели, руководители физического воспитания и др.).

Руководителю физического воспитания следует соблюдать установленную норму сокращенной продолжительности рабочего времени, которая не должна превышать 30 часов в неделю.

Программные документы формируют научно-методические представления о целях, задачах, содержании дошкольного образования, отраженные в современных программах.

«Учебная программа дошкольного образования» (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 04.08.2022 № 229).

 «Типовой учебный план дошкольного образования» (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 № 139).

Инструктивные документы регулируют вопросы функционально-процессуальной деятельности руководителей физического воспитания, отраженные в инструкциях, инструктивно-методических письмах.

Инструкция – нормативный правовой документ, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в области общественных отношений.

«Инструкция об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях» (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17.07.2007 № 35) регулирует порядок организации походов и экскурсий в учреждениях образования.

«Инструкция о порядке организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований для лиц с особенностями психофизического развития» (постановление Министерства образования Республики Беларусь и Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 31.10.2006 № 102/39) раскрывает особенности организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований для данного контингента воспитанников.

Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 года № 101) включает четыре главы, регламентирующие порядок проведения аттестации педагогических работников на присвоение второй, первой и высшей квалификационных категорий.

«Должностная инструкция» является локальным нормативным правовым актом, регламентирующим должностные функции, обязанности, права и ответственность руководителя физического воспитания.

Инструктивно-методические письма, методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по проблемам современного дошкольного образования в целом, физического воспитания и оздоровления детей, в частности, определяют профессиональные компетенции и направления деятельности руководителей физического воспитания, разъясняют и конкретизируют содержание нормативных документов.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий